АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для детей
Консультация логопеда для родителей
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для детей
Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начинать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики:
ü При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
ü На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции.
ü Количество повторов каждого упражнения – от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
ü Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
ü Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить комплекс на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течении дня.
ü Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. Будьте терпеливы и спокойны.
ü Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
ü После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Комплекс артикуляционных упражнений:
|
"Окошко" |
|
"Чистим, зубки" |
|
"Месим тесто" |
|
"Чашечка" |
|
"Дудочка" |
|
"Заборчик" |
|
"Маляр" |
|
"Грибочек" |
|
"Киска" |
|
"Поймаем мышку" |
|
"Лошадка" |
|
"Пароход гудит" |
|
"Слоник пьёт" |
|
"Индюки болтают" |
|
"Орешки" |
|
"Качели" |
|
"Часики" |
|
"Блинчик" |
|
"Вкусное варенье" |
|
"Шарик" |
|
"Гармошка" |
|
"Барабанщик" |
|
"Парашютик" |
|
"Загнать мяч в ворота" |
Чтобы ребенок от раза к разу охотно выполнял артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в веселой, привлекательной форме сказки «О Веселом Язычке», придумывать свои истории. Каждый раз можно рассказывать новую историю. Взрослый рассказывает сказку, демонстрируя артикуляционные движения. Ребенок их повторяет.
Утро язычка
Утром язычок делал зарядку. Чистил зубы, полоскал рот, умывался (имитировать данные слова). Потом выглядывал на улицу: смотрел налево, направо, вверх, вниз (поднимать, опускать, поворачивать в разные стороны). Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну сторону, затем в другую (круговые движения языком в разные стороны). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом) возвращался домой и захлопывал дверь (сжать зубы), задергивал занавески (сомкнуть губы).